Интервью Секретаря СНБО Украины Александра Турчинова еженедельнику «Новое время»
16 червня 2016, 14:00

- Сейчас самая актуальная тема, касающаяся востока страны, - фактический срыв Минских договоренностей: ситуация в зоне АТО значительно обострилась. Что происходит?

- Россия все делает, чтобы сорвать Минские договоренности. У нас не было ни одного дня, когда бы не обстреливались наши позиции. Но в мае ситуация значительно обострилась. Именно в прошлом месяце мы получили самые большие потери за последний год – 25 военнослужащих погибло, 98 – получили ранения. Причиной стала демонстративная агрессивность в действиях оккупационных войск, системность и подготовленность провокаций. Пока нет резкого увеличения количества обстрелов, - в среднем за сутки их примерно 30-50. Но кардинально изменился подход оккупантов к ведению огня: если еще в начале 2016-го он часто велся хаотически, по направлению, то с конца апреля по нашим позициям бьют только прицельно, используя крупнокалиберные минометы, артиллерию и системы залпового огня, запрещенные Минскими соглашениями. Более того, российское командование отрабатывает на наших позициях новые современные технологии наведения и коррекции огня.

- Например?

- Один из вариантов - использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Их запускают как с оккупированных территорий, так и непосредственно из РФ. Это современные российские разработки. Часто наши позиции обрабатывает тройка БПЛА: один проводит видовую разведку, второй выявляет системы связи и управления, а также радиолокационные системы для их подавления системой радиоэлектронной борьбы (РЭБ). И третий аппарат корректирует огонь артиллерии или сам наносит удар, если это боевой БПЛА.

- А что еще используют?

Кроме применения запрещенной артиллерии крупного калибра серьезную проблему представляют профессионально подготовленные снайпера и диверсионные группы, укомплектованные российскими спецназовцами. Российский Генштаб на востоке нашей страны системно отрабатывает современные приемы и технологии ведения сухопутного боя, новые системы управления огнем, применение современной боевой техники и оружия. Отсюда такие жертвы.

- Какие силы сейчас противостоят Украине на востоке?

- Хорошо вооруженные подразделения, сформированные по модели российских вооруженных сил (ВС), действующие по российским военным уставам и являющиеся неразрывной составной частью ВС РФ. На оккупированной территории Донбасса действуют так называемые первый и второй армейские корпуса. При этом весь командный состав – кадровые российские офицеры, и более половины личного состава – это  российские наемники и контрактники. Численность этих корпусов – около 35 тыс. человек. Еще около 9 тыс. – боевые российские части. При этом создан уже и третий корпус, укомплектованный российскими кадровыми воинскими частями, расположенными вдоль неконтролируемой части украинско-российской границы и выполняющий функции оперативного резерва.

Для командования корпусами создан Центр территориальных войск, подчиненный Южному военному округу ВС РФ.

Только у 1-го и 2-го армейского корпусов на вооружении около 500 танков, до 900 единиц бронетехники, порядка 800 артиллерийских и реактивных систем. Добавьте к этому мощные группировки в Крыму и вдоль всей украинско-российской границы. Но Кремлю и этого мало. Разворачиваются новые армии: 1-я танковая и 20-я общевойсковая Западного военного округа России. Задачи у них исключительно наступательные. В непосредственной близости от нашей границы в Южном военном округе РФ также дополнительно формируется 150-я мотострелковая дивизия. Россия создает мощный боевой кулак, который может наносить удар как в направлении Украины, так и в направлении наших европейских партнеров.

– Недавно Украина приняла новую оборонную стратегию. Что она изменит?

- РНБО приняло основополагающие стратегические документы, которые на десятилетие определяет направление реформирования и развития сектора безопасности и обороны.  Это Стратегия национальной безопасности, Военная доктрина Украины, Концепция развития сектора безопасности и обороны Украины и Стратегический оборонный бюллетень. Вместо постсоветской модели Вооруженных сил, мы создаем модель, действующую в ведущих странах НАТО. Это относится и к другим составляющим силового блока.

Будут устранены дублирующие звенья, обеспечена оперативность принятия решений и эффективность их реализации, а также обеспечен гражданский контроль. До 2020 года мы планируем полностью перейти на стандарты НАТО как в технике и в вооружении, так и в системе управления войсками.

- Прошло уже более двух лет со времен победы Майдана, после которой вы, фактически, оказались руководителем Украины. И полтора года, как вы сидите в кресле секретаря Совбеза. Что вас разочаровало за это время?

- Я не смог убедить наших стратегических партнеров, что военно-техническая помощь Украине – это прямое следствие Будапештского меморандума и, в конце концов, - это и их защита! Я постоянно доказываю на всех международных встречах, что сильная, вооруженная современным оружием армия Украины – реальный фактор мира в Европе и надежный щит западного мира. К сожалению, среди наших партнеров, в первую очередь – европейских, доминирует позиция: «русских нельзя раздражать».

Весной 2014 года, когда было особенно тяжело, я очень их просил: дайте нам военную технику и оружие, нам нужно защитить страну. В те дни я планировал темпы мобилизации, исходя из того, сколько мы можем произвести берц [солдатская обувь]. Нужно было создать армию, вооружить, одеть и обуть наших солдат. Тогда добровольцы и волонтеры помогли защитить страну, а от наших партнеров мы не получили ни одного патрона. И сегодня поставки летального оружия в Украину под различными предлогами блокируются.

Оружием и боевой техникой нашу армию и Национальную гвардию обеспечивает, в основном, отечественный оборонпром: от пистолетов до танков и ракет. Но без эффективного военно-технического сотрудничества с нашими стратегическими партнерами он не сможет закрыть всех потребностей армии в оружии и технике нового поколения.

- За эти два года к вам в соцсетях надежно прилипло прозвище «кровавый пастор».

- Так меня назвали русские пропагандисты, но в интернете это прозвище зажило собственной жизнью. Я спокойно отношусь к моей оценке в социальных сетях: и к прозвищам и к «фотожабам». Есть сторонники, есть противники. Но общественное мнение очень изменчиво: от любви до ненависти – один шаг. Я помню, как невыносимо тяжело было в начале 2014-го. Российские войска концентрируются вдоль границы, готовится вторжение, а армии и силовых структур нет. Среди силовиков в Крыму две трети – предатели. Но тогда нельзя было об этом публично говорить: мол, армии нет, кругом предательство и деморализация, зато я «весь в белом». Думаю, после такого «пиара» панику и хаос остановить было бы невозможно. И приходилось говорить о мужестве наших защитников, а весь негатив брать на себя. Тогда, в тех же соцсетях, меня «вешали» и «расстреливали».

Не сложно красиво выступать, всех обвинять, всех сделать идиотами и врагами, - у нас много таких специалистов. Можно и сейчас красиво рассказывать, как мешают и блокируют реализацию стратегических планов, масштабных проектов перевооружения нашей армии. Но есть вопросы безопасности страны, – это мой приоритет. И, исходя из этого приоритета, надо просто закрыть рот и делать свою работу. Часто в интересах страны красиво выглядеть не получается.

- Пару недель назад на вашу жену совершил покушение один из жителей Донбасса. Приняли какие-то меры?

- Это была реальная угроза для жизни моей жены и ее коллеги. Аня [супруга], конечно, испугалась, но действовала достаточно решительно, сама вызвала полицию. Нападавший дал показания, что он давно готовился отомстить мне за то, что «я начал войну на Донбассе», «утопил Донбасс в крови». Он убежденный украинофоб. Объяснил, что не смог из-за личной охраны добраться ко мне, и решил захватить жену, чтобы она вызвала меня, а он бы ударил меня ножом.

Эту ненависть ко всему украинскому, ко всем, кто защищает страну, объяснить рационально практически невозможно. Российская пропаганда научилась порочных людей лишать остатков совести и чести, превращая их души и сознания в липкую зловонную вату. Они наплодили целые армии таких «орков», от которых мы и защищаем нашу страну.

Спільноти прихильників
Підписатися на новини